Тургеневское общество на спектакле «Другой Тургенев. Актриса.»


Тургенев мистический. Таинственный. Нам почти не знакомый.
«Другой »!

Спектакль поставлен по последней повести писателя «Клара Милич», где главная тема – загадки бытия, сновидений, магии тончайших отношений между людьми, мистики.

В спектакле, поставленном Анной Неровной, звучит сильная звенящая нота. Любовь, тайна жизни и смерти, сны, которые откуда-то пробиваются в нашу реальность, — вот основная канва этого неожиданного, захватывающего воображение, спектакля.
Он не о бытовой стороне нашего существования. Он — о душе, которая живёт по своим законам. Он — о внутреннем пути души, о тех потрясениях, которые душа претерпевает.

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения И.С. Тургенева. Эта дата признана одной из самых значимых в календаре России на 2018 год.
15-го марта спектакль «Другой Тургенев. Актриса» в драматическом театре «Бенефис» посетили члены Тургеневского общества и Клуба «Московские посиделки с Еленой Рониной». По окончании состоялось обсуждение — живой необыкновенно интересный разговор между учёными-литературоведами и создателями спектакля.

В роли Клары Милич — Валерия Сухачёва

IMG_7597
В роли Клары Милич — Валерия Сухачёва

 


Елена Ронина — писатель, автор и ведущая клуба «Московские посиделки с Еленой Рониной» и зампредседателя Тургеневского общества в Москве:

Струна звенит в тумане

Так в свое время отозвался о повести «Клара Милич» Гоголь, а Достоевский в ответ: «И хорошо делает, что звенит». Вот и в спектакле тихо звучит одинокая струна. Ах, как же внимательна режиссер Анна Неровная. Для нее нет мелочей, она слышит и видит, и точно передает свое видение нам, зрителям. «Другой Тургенев». В том смысле, что такого Тургенева мало кто знает, но это самый, что ни на есть Тургенев. Которого мы знаем, любим. С красивым русским языком, с психологическими образами, с метаниями героев, бесконечными вопросами, которые мы задаем сами себе. Спектакль смотрится на одном дыхании. Он красиво выстроен, стильно и очень современно. Я не буду раскрывать находок режиссера, это нужно увидеть, но это один из тех спектаклей, которые хочется пересматривать. 200 лет Тургеневу. Именно к этой дате мы приурочили поход Тургеневского общества и клуба «Московские посиделки» в театр Бенефис. Просмотр и обсуждение спектакля «Другой Тургенев. Актриса» Мистическая проза Тургенева. При жизни Тургенева тематика его «таинственных» повестей казалась довольно странной. Критика недоумевала: «Зачем эта магия, спиритизм, волшебство в эпоху Возрождения?» Между тем, обращение к таинственному у писателя вполне закономерно. Он застал русское общество в период увлечения оккультизмом, когда «дворяне сменили шпаги и пистолеты на магические палочки, занялись магнетизмом, заговорили о ясновидении, спиритизме и хиромантии», Ну и конечно же писатель пытался в очередной раз разобраться в психологии любви.

«Любовь овладевает человеком без спроса… подцепит его, голубчика, как коршун цыпленка, и понесет куда угодно» Судьба Клары — это смерть ради любви; судьба Якова — любовь ради смерти. Страсть и рассудок. Что победит? Молодые актеры были настолько убедительны, настолько харизматичны, что мы верили им во всем, шли за ними, погружаясь в другое измерение. Здесь нам очень помогли роскошные костюмы, выполненные в черно-белой гамме, пластика, трагические глаза Клары: чёрные как уголь, пронзительные. Все уместно, ничего нет через чур. Спектакль заканчивается внезапно. Пауза, и гром аплодисментов, И крики браво! Как это здорово, что мы смогли после спектакля сказать спасибо режиссеру Анне Неровной и актерам. Общее мнение было таким. Это совсем даже не другой Тургенев. Это самый настоящий Тургенев. Тот, которого мы все так любим.

Большое всем спасибо.

РЕПОРТАЖ  С ОБСУЖДЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ

28827755_1263635893739360_1933959473609695038_o

 Елена Ронина, писатель, автор пяти  книг, блогер, ведущая клуба «Московские посиделки с Еленой Рониной», зампредседателя Тургеневского общества в Москве.

— Прежде всего хочу поблагодарить театр «Бенефис» за прекрасный спектакль! Я испытала, можно сказать, культурный шок. Никак не ожидала, что увижу спектакль, конгениальный прозе Тургенева. Сценарий написан идеально. История получилась глубокой и современной. К исполнению артистов нет никаких претензий. Ими можно только восхищаться, только внимательно смотреть, чтобы не пропустить какой-нибудь подробности. Все, все играли хорошо. И, конечно, совершенно потрясла актриса, играющая Клару. Как она подходит к этой роли! И внутренне, и внешне. Какие у неё прелестные тёмные  глаза, какой таинственный взгляд! И как правильно, что нет антракта, потому что спектакль смотрится на одном дыхании. У меня вопрос: сколько лет спектаклю?

28954602_1263635613739388_4227165063731705344_o

Анна Неровная, художественный руководитель театра, режиссёр- постановщик.

— Спектаклю пять лет. Он живёт, развивается. В него входят новые актёры. Играют и те, кто стоял у истоков спектакля, и те, кто вошёл совсем недавно.

Ольга Кривова, психолог.

— Хочу поблагодарить театр за тонкое и глубокое прочтение Тургенева. За умение передать тот внутренний диалог, который мы все ведём с собой. Это – потрясающая, гениальная  находка! От спектакля идёт такая молодая чистая энергия!

28947316_1263634537072829_6278892377776425927_o

Елена Ронина.

— Что ещё необходимо отметить: в спектакле абсолютно нет фальши. Она просто отсутствует!

Анна Харитонова, литературовед, молодой учёный.

— Я не в первый раз смотрю этот спектакль. Но должна сказать, что впечатление такое же сильное, как и в первый раз. Я занимаюсь произведениями, которые в литературоведении получили название «таинственных произведений Тургенева».

На сцене – прошлое и настоящее. Расщепление героев. Внутренние монологи. Рефлексия. Двоемирие. Двоемирие передано через чёрное и белое. Эстетика начала прошлого века – чёрно-белое кино. Граница, которая есть в спектакле. Это чрезвычайно интересно!

28699239_1263635347072748_8934332844460629455_o

Анна Неровная.

— Честно говоря, это получилось как-то само. В процессе. Сам спектакль повёл за собой, когда мы окунулись в глубь этой истории. Возникла как-то сама собой пластика мима. Градус драмы стал перебиваться иронией. Да, это «другой», непривычный Тургенев. Но мы вдруг осознали, что это – именно Тургенев.

Елена Ронина.

— Надо признаться, что в развитии спектакля напряжение возрастало. И к финалу стало страшно!

29060571_1263635527072730_6521603957022717554_o

Елена Петраш, кандидат филологических наук.

— Я уже была на этом спектакле года три назад. Всё помню. И с огромным интересом смотрела снова. Спектакль замечательный!  В нём столько нюансов!

Интересно, что сцены салона решены в приёмах декаданса. Стилизация салона. Тема двойников, так важная для русской классической литературы. В каждом Оратове живёт и автор, и действующее лицо, герой произведения. Одно целое, но они – разные! Это и задумка, и игра, и суть.

Необходимо отметить, как красивы в этом спектакле актрисы: сама Клара, Княгиня, мать Клары, Анна, Платоша. И  не просто красивы, но точны в актёрской игре! Думала о том, что искусство, как и любовь, преображает людей. Делает их одухотворёнными.

28827490_1263634317072851_7045862865100423322_o

Татьяна Коробкина, председатель Тургеневского общества в Москве.

— Я хочу сказать, что это – не «другой» Тургенев! Это – самый настоящий Тургенев! Чудесный, настоящий Тургенев, сложный, тонкий, таинственный… Тоже  не могу не отметить замечательную сценографию, которая максимально соответствует атмосфере и смыслу постановки. А в порядке критики скажу, что для «Письма Татьяны» надо найти более яркие краски, потому что после романса оно выглядит более тускло, проигрывает романсу. Предлагаю переставить их местами.

28701071_1263633673739582_3926618218052602314_o

Ирина Сычкина, педагог.

— После напряжённого дня в школе, после 7 уроков, приехать на станцию метро «Новые Черёмушки», найти  ваш театр и получить такое удовольствие, такой восторг, столько эмоций, мыслей! Это говорит о качестве спектакля, о профессионализме артистов, об его живительной энергетике! Благодарю от души!

Хочу спросить у артиста, исполняющего роль Оратова: Какое у вас отношение к вашему герою?

28701538_1263634937072789_6619021830648432675_o

Ростислав Парцевский, артист.

— Мы с ним похожи. И по характеру. И даже по событиям жизни. Например, я тоже живу с бабушкой. (Все смеются). Это – я. Я его люблю. Как люблю себя самого. Это близкий мне человек. Думаю, что от сильных людей больше дурных поступков, чем от людей слабых. Мне больше по душе — маленькие люди.

Пётр Вакуленко, артист.

— Мой персонаж был очень мне интересен. Он рефлексирующий человек. Я не такой. И тем более, работа над образом Оратова увлекала меня.

29063824_1263633067072976_3241446226022630979_o

Марина Дорохина, менеджер

—  Моё выступление будет крайне эмоциональным. По роду деятельности, по своему характеру, я очень много всего видела. Я побывала в 50 странах, видела спектакли самых выдающихся и не самых выдающихся театров и трупп. Но сегодня я испытала потрясение. Хочу поблагодарить Елену Ронину, которая организовала нам этот «поход» в такой великолепный серьёзный театр, на такой спектакль!

Хочу поблагодарить режиссёра спектакля и прекрасных артистов, играющих в этом спектакле! Да, любовь побеждает смерть!

Десять лет назад я жила в этом районе и регулярно ходила на спектакли московского театра «Бенефис». Это было счастье на кончиках пальцев! Как замечательно, что мы все живы, здоровы и занимаемся искусством – и как профессионалы, и как зрители. Смотрим спектакль в этом прелестном небольшом зале, радуемся, удивляемся, пугаемся!

Ещё сегодня я была в 75 километрах от Москвы. И вот я здесь, счастлива, испытываю восторг и счастье.

В спектакле ни секунды фальши, все мизансцены выразительны, актёрская игра осмысленна. Вы все смотритесь как единое целое.

Спасибо огромное! И продолжайте делать своё дело, как только вы умеете!

Лидия Бондарева.     — Спектакль был изумительный. Настоящий спектакль! В эпоху сомнительных экспериментов по-настоящему экспериментальный. Неожиданный. Графичный, пластичный. Очень русский спектакль. Браво режиссеру и молодым артистам!!!

28828516_1263633210406295_7277572230092531600_o

Елена Ронина.   —  А какие шляпки! Всё в спектакле было так цельно, ничего лишнего, каждый штрих на месте – начиная от шляпок и кончая тончайшими движениями души!

 Татьяна Шабрина. —  Спасибо актёрам и создателю спектакля – Анне Михайловне! Вечер был прекрасен!

Татьяна Нагорских.  — Благодаря случаю, я попала на спектакль, успев даже подготовиться и прочитать повесть. Меня глубоко тронула игра актрисы, исполнявшей главную роль, без истеричности, на хорошем внутреннем накале эмоций. Она напомнила мне Чулпан Хаматову и внешне, и по исполнению. Спектакль, решенный скупыми выразительными средствами, настраивал на глубокое погружение в текст. «Любовь сильнее смерти» — и в Библии, и у Тургенева! Спасибо за знакомство и с другим Тургеневым, и с другим театром!..

Ирина Сыкчина.   — И я присоединюсь к благодарностям и радости от встречи с настоящим искусством! И да здравствует Тургенев, который нас всех объединил!

Алла Михайлова.   — Спасибо за вечер! Спектакль был просто великолепным. А главное — это атмосфера! Атмосфера бесконечной любви и добра!

Пётр Вакуленко.    — Спасибо за прекрасные слова! Мы рады, что доставили вам эстетическое удовольствие!

Елена Ронина.   — Пётр, мы теперь большие поклонники вашего театра!!

Как это здорово ходить в театр с друзьями! Ведь очень важно не только посмотреть, но потом ещё и обсудить. Совпали взгляды, не совпали, что понравилось больше, что — меньше.

И вот в таких диалогах вдруг понимаешь, что чего-то не заметил, или наоборот, можешь объяснить другу свою точку зрения, которую он не очень понял. Встреча друзей, когда все приходят с хорошим настроением, настроенные на праздник.

И театр не обманул наших ожиданий. Я вспоминаю всё новые нюансы и повороты спектакля. А ещё просто радуюсь нашей встрече. Сколько тепла и счастья! Как это важно. Ради таких моментов и живём!

Анна Неровная.  — Елена, спасибо Вам, Вашему Клубу  и всему Тургеневскому обществу за высокие оценки нашего спектакля!!!  Нам было полезно услышать мнения специалистов по творчеству Тургенева. Особенно, «таинственного Тургенева».

Для театра очень важна обратная связь со зрителем. Вы нам сегодня подарили столько позитивной энергии, столько радости от того, что у нас есть свой зритель, который нас понимает. Ещё раз – спасибо!!!

 

Добавить комментарий